6.Пройдено перевалов: 6, из них:
3Б - 2 шт. 3А - 2 шт. 2Б - 1 шт. 1Б - 1 шт., в том числе
траверс - 1.
7. Первопрохождения: 1. Пер.
Подходной (1Б,3700м) - пройден в обход каньона р. Чонташ по правому
берегу. 2.Пер.Пабло Неруды(2Б,4300 м) - пройден повторно, впервые с юга
на север, найден выход в цирк пер. от р.Чонташ. 3.Пер.Снежная
лестница(3А,5000м). 4.Траверс п.Шатер Западный с пер.Восточное седло
Хан-Тенгри со спуском по северным склонам перемычки между пиками Шатер
Западный и Восточный и северному гребню п.Шатер Восточный
(3Б*,6637м).
8. Не прошли по причине сокращения
сроков проведения маршрута с 3 сентября до 25 августа и из-за погодных
условий:
1.Пер. Семи москвичей +
Студенческий(1Б). 2.Пик Шатер Восточный (участок траверса около 3
км) 3.Пер. Кругозор(1Б).
9.Число участников похода - 6
человек.
10.Пребывание на высотах: более
4500м - 16 дней, из них непрерывно - 14 дней, более 5000м - 9 дней, из
них непрерывно - 5 дней, более 6000м - 4 дня.
11.Биваки на высотах: более 5000м
- 7, более 6000м - 3, из них самая высокая ночевка около 6600м (две
ночевки на восточной предвершине п.Шатер Западный).
Район Тенгри-Таг один из наиболее суровых
горных районов, ставнимый разве что с Памиром. Сложный погодные условия в
сочетании с большими высотами делают район исключительно интересным для
совершения сложных горных путешествий. Характер рельефа позволяет
осуществить интересные траверсы любой категории трудности, а
труднодоступность района позволяет находить новые, никем не пройденные
перевалы.
При прохождении маршрута в этом районе,
требуется тщательное планирование, учитывающее необычные погодные условия,
но все же, из-за повышенной влажности, маршрут здесь физически переносится
легче , чем на Памире. Из-за той-же погоды набор препятствий и
протяженность маршрута почти всегда будет меньше,чем для
маршрута,разработанного на Памир на те же сроки.
Для более подробного ознакомления с
районом можно рекомендовать отчет Ярошевского А.Э. под номером 5050 в
библиотеке МГЦТК, а так же другие отчеты.
2. Подьезды к
маршруту
Подьезды к маршруту хорошо описаны в
таком же разделе отчета 5050. Можно лишь добавить, что в
субботу-воскресенье уехать из Пржевальска сложно, так что лучше в эти дни
туда не приезжать. Стоимость проезда Пржевальск-Иныльчек-застава
составляет 15-20 рублей с человека (билет на рейсовый транспорт до
пос.Иныльчек - 8 рублей, ходит один раз в день вахтовка на базе "Урала" от
автовокзала берет 19 человек). Мы доехали до заставы на грузовике за 20
руб/чел. В этом году размыло дорогу по левому берегу реки, и от заставы
можно проехать около 5 км, дальше - только пешком. Нам удалось
договориться с фирмой Бирюкова и улететь на Чонташ на вертолете за 300
рублей (стоимость полета 600 рублей + 10 бутылок водки оплатили совместно
с группой Потребича А. из Горловки Донецкой области). Стоимость вертолета
- 1100 руб/час, одна посадка - 400 рублей. Из-за отсутствия МАЛа на
Северном Иныльчеке мы ограничились одной заброской в МАЦ. Если
договариваться с фирмой Бирюкова, то стоимость перевозки 5 руб/кг, а с
летчиками 1,5 руб/кг. В целом, с учетом поборов в КСС (100 руб/чел за
поход 6 к.с.), поход обошелся в 600-700 руб/чел.
3. Погодные условия на
маршруте
Надо сказать, что мы готовилсь к той
погоде, которая нас встретила, хотя, конечно, надеялись на лучшее. В
первый деньпешей части маршрута нас застала двухчасовая гроза - очевидно
это было предупреждение. В остальном, за весь поход можно насчитать лишь
пять дней, за которые вообще не было осадков. Один из этих дней оказался
дневкой, что позволило нам нормально отдохнуть. Было еще несколькол дней,
когда снегопад начинался только к 17-18 часам, правда после этого,
следующий день начинался с непогоды. В остальные дни погода портилась с
12-14 часов дня, иногда было плохо с утра, и только два дня погода не
позволила нам сдвинуться с места ночевки. Начиная с 18 августа в районе,
очевидно, началась зима, и конец маршрута мы проходили в зимних условиях
(солнце с морозом и ураганным ветром или метель, туман, снег на северных
склонах сыпучий, по пояс.). Хотя, возможно, зимой здесь еще хуже.
Перевал расположен в юго-восточных
отрогах гребня, ограничивающего правый берег р.Чонташ и примыкающего к
хр.Сарыджаз в р-не в.4500.
Служит для прохождения устьевого каньона
р.Чонташ.
Соединяет с юго-запада - р.Иныльчек
(вертолетная площадка Чонташ); с северо-востока - верховья
р.Чонташ.
Пройден впервые с юго-запада. Описание
дано от вертолетной площадки Чонташ.
Участок 1. По тр.склону над р.Иныльчек
выше конгломератных сбросов до тр.отрога на пр.берегу р.Чонташ, и далее
вверх по отрогу тр.-конгломератные склоны 25-35 , участки до 45 , выше
конгломератных сбросов - траверс по траве, конгломератным и ск.склонам в
направлении узкого скального каньона (приток р.Чонташ). Крутизна на
траверсе до 40 . При подходе к каньону - движение по ск.полкам. Пересечь
несколько ос.кулуаров и выйти на тр.контрфорс притока. Можно по кулуару за
контрфорсом по траве (до 45 ) спуститься на берег притока (наш в-т), но
этот кулуар заканчивается ск.сбросом 4-5 м, который обходится влево по
ходу по скалам крутизной до 60 . Лучше в верхней части пересечь кулуар и
выйти через следующий ск.контрфорс в осыпной кулуар, по которому
спуститься на приток. Время прохождения: 3 часа 45 мин. Протяженность:
3.0 км.
Участок 2. Подъем по звериной тропе по
тр.-ос.склону крутизной до 40 (в обход каньона) 200 м, далее траверс по
тр.-ос. склону крутизной до 35 ( 400 м) на тр.поляну над каньоном
р.Чонташ. Время прохождения: 50 мин. Протяженность:
Участок 3. Пологий тр.-конгл. край
каньона р.Чонташ, прохождение четырех притоков р.Чонташ, протекающих в
крутых ск.каньонах - перед слиянием - конгломератный каньон с бортами
крутизной до 50-60 (иногда использовали перила). Выход к каньону притока,
ведущего, как оказалось к пер.Пабло Неруды. Время прохождения: 1 час 20
мин. Протяженность: 2.6 км.
Общее время прохождения: 6 часов 55
мин.
Время движения со страховкой: 40 мин.
2. Перевал Пабло Неруды
(2Б,4300 м)
Расположен в хр.Сарыджаз между в.4500
и4500 м, в 0.5 км от западной в.4500.
Соединяет с севера: пер.Майбулак, р.Тюз
или р.Ачикташсу; с юга: р.Чонташ (р.Иныльчек).
Описание дано от слияния притока
пер.цирка и р.Чонташ до р.Адыртор. Перевал пройден с юга на север, во
второй раз (по сути первопрохождение). Впервые пройден участок 1 подъема,
подъем на перевал по новому варианту.
Подъем.
Участок 1. Узкий ск. каньон с водопадами
обходится по правому берегу сначала по мелкой осыпи 30-35 , далее по
простым и средним скалам в 50-100 м от каньона . Крутизна скал в среднем
35 .Движение по конгломератно-осыпным и скальным полкам, участки до 45 .
Выводят на широкий осыпной купол гребня (до 20 ) ,спуск с которого к ручью
(конгломерат до 40 )выводит на моренный вал желтого цвета (1 час). Далее
движение по левобережному карману морены (до 25 , 1 час 5 мин.) и по
пологой части (10 ) морены (1 час) подъем в цирк перевала . Время
прохождения: 3 часа 5 мин. Протяженность: 1.2 км.
Перевальный взлет - сн.-ск.-ос. склон в
левой по ходу части цирка, и небольшой висячий ледник в правой по ходу
части. К низшей точке перевала подводит склон, прикрытый в средней части
скальными сбросами типа бараньих лбов 40-60 м - вариант спуска. Для
подъема лучше использовать висячий ледник .
Участок 2. Осыпной склон левого борта
цирка (мелкая осыпь, участки снега и льда крутизной до 40 ), движение
влево-вверх в направлении ск. выхода в левой части ледника, стекающего с
вершины разделительного ( с цирком пер.Средний) отрога. Перед выходом на
ск. ребро - перила 40 м, 40-45 через сн.-лед. кулуар . Время
прохождения: 2 часа Протяженность: 0.5 км.
Участок 3. Сн.-лед. склон ледника
крутизной до 40 , шириной ок.400 м . Подъем по левому борту 280 м вверх,
перила, крепление на ледобурах, далее траверс влево по ходу 300 м, участки
до 45 , снег до 1 м, крепление на ледобурах, выход на гребень выше
ледового сброса ( на 50 м выше седловины).Спуск на седловину по
выполаживающемуся сн. склону ( закрытый ледник, связки 200 м). Время
прохождения: 5 часов 30 мин. Протяженность: 0.78 км.
Седловина перевала - широкое сн.плато
(закрытый ледник до 5), с юга ограниченное скалами, а с севера - плато,
обрывающееся на ледник. Есть вода в мульде под скалами южного склона. Тур
на скалах восточнее мульды.
Спуск.
Участок 1. Пологое плато (закрытый
ледник, связки, 200м), заканчивающееся ледовым сбросом (перила через мост
30 м, в средней части плато), далее сн.склон (30 , глубокий снег) - влево
по ходу по сн.полке к лавинномму желобу, по которому спуск прямо вниз (до
40 , рыхлый снег) и далее вправо по ходу в обход очередных ледовых сбросов
(15-20 , трещины), затем влево по ходу на пологое тело ледника. Время
прохождения: 1 час 20 мин. Протяженность: 1.5 км.
Участок 2. По закрытому (связки, 35 мин.)
и открытому леднику вдоль правого борта (крутизна до 20 ) спуск к концевым
моренам. Время прохождения: 1 час 15 мин. Протяженность: 3.6
км.
Участок 3. Движение по моренным валам,
травянистым склонам в обход множества истоков р.Ачикташсу, переправы - по
языкам ледников, стекающих с хр.Сарыджаз, одна переправа с использованием
перил, крутизна склонов - до 40 ; далее по заболоченному тр. склону
правого берега р.Ачикташсу, высоко над берегом, выход на выраженную трав.
седловину отрога, разделяющего р.Ачикташсу и р.Адыртор, с которой спуск по
тр. склону до 40 в широкую долину р.Адыртор. Время прохождения: 3 часа
25 мин. Протяженность: 8.5 км.
Общее время прохождения: 16 часов 35
мин.
Время подъема: 10 часов 35
мин.
Время спуска: 6 часов
Время движения со страховкой: 7 часов 25
мин.
Число точек страховки: 1 ск. + 19 лед./2
сн.
Снаряжение на группу 6 чел.: веревка осн.
- 3x45 м, ледобуры - 10 шт.,кошки - на всех уч-ков
3. Перевал Снежная
Лестница (3А, 5000, п/п)
Расположен в хр.Сарыджаз, в 1 км западнее
в.Снежная Лестница (5155 м).
Соединяет с севера:лед.Мушкетова
(р.Адыртор). с юга: оз.Верхнее (лед.Сев.Иныльчек).
Описание дано от слияния 6-го левого
притока лед.Мушкетова с осн.ледником. Перевал пройден впервые, с
севера.
Подъем.
Участок 1. Слияние ледников-ледопад.
Открытый (1 час) и закрытый ледник - правый приток лед.Мушкетова, до
начала ледопада встречаются трещины, движение ближе к центру ледника,
крутизна до 10 . Время прохождения: 1 час 20 мин. Протяженность: 4.0
км.
Участок 2. Подход под перевальный взлет.
Пологий (10-15 ) ледопад, легко проходимый, далее пологое (до 10 ) плато.
Движение по левому краю ледопада и далее в направлении самой низкой
седловины гребня . Время прохождения: 1 час 30 мин. Протяженность:
1.5 км.
Участок 3. Перевальный взлет с севера -
система ледовых сбросов и снежных полок средней крутизной 40-45 . Движение
по снежным полкам влево по ходу вверх к седловине западнее выраженного
сн.-лед. контрфорса хребта. Крутизна не более 45 , глубокий снег, движение
в связках до большого бергшрунда, далее перила через мост (до 50 ) и по
склону (до 45 ) 100 м вверх до сн. острого гребня , по которому вправо по
ходу и далее до перевального гребня 190 м (крутизна до 40 ) перила вверх и
50 м вдоль гребня на восток (карнизы!! ), далее 200 м до седловины
. Время прохождения: 6 часов 30 мин. Протяженность: 1.05
км.
Седловина - место стыка хр.Сарыджаз и его
сн.-лед. сев. контрфорса. Здесь обширное сн.поле (закр. ледник), на юг
обрывающееся карнизами. Возможен бивак .
Перевальный склон с юга - сн.-лед.,
ск.-ос. и конгломер. склоны, обрывающиеся в оз.Верхнее конгломератным
сбросом, вверхней части склона - карнизы, сн.-лед. склон 400-500 м,
крутизной до 50 . Перевальный склон ограничен с запада и востока отрогами
хр.Сарыджаз, закрывающими цирки пер.Пионер и лед. под п.Снежная Лестница
.
Спуск
Участок 1. Сн.-лед. склон крутизной 35-50
с несколькими бергшрундами и карнизом. В месте выхода на склон карниз
представляет собой 1.5 м сброс. Движение вниз вправо к скалам на на
контрфорсе, отходящем от правого борта ледового склона. Крутизна
постепенно возрастает. Всего 400-450 м перила, крепление на ледобурах,
последняя веревка (40-45 м) по скалам. Возможен обвал карниза на нижнюю
часть спуска. После снегопадов лавиноопасно. Время прохождения: 4 часа
30 мин. Протяженность: 0.45 км
Участок 2. Простые скалы крутизной до 40
, связки до ск. сброса, дюльфер через сброс 75-85 , 30 м, далее без
страховки, постепенно забирая влево на видимую сверху трав. площадку
(седловина) перед выходом к озеру. С площадки спуск по траве крутизной до
40 200 м на береговую террасу оз.Верхнее (к озеру непосредственно ведет
конгломер. склон) у русла ручья, вытекающего из цирка под пер.Снежная
Лестница. Время прохождения: 3 часа 5 мин. Протяженность: 2.5
км.
Снаряжение на группу 6 чел.: веревка осн.
- 3x45 м, ледобуры - 10 шт., ск. крючья - 1-2 шт., кошки - на всех уч-ков.
4. Перевал Зап.Седло
Хан-Тенгри (3Б, 6200 м)
Расположен в хр.Тенгри-Таг в зап. плече
в.Хан-Тенгри (6995 м).
Соединяет: с севера - лед.С.Иныльчек, с
юга - лед.Семеновского (лед.Юж.Иныльчек).
Перевал пройден с севера, через пик 6200
(плечо п.Чапаева). Описание дано от левобережной морены лед.С.Иныльчек до
правобережной морены лед.Юж.Иныльчек.
Подъем
Участок 1. Пологий ледопад
лед.Хан-Тенгри. Крутизна 10-20 , при прохождении трещин - до 45 . Большие
разрывы. Разведки, поиск прохода. Движение сначала к правому борту вверх,
затем вправо к левому борту в направлении широкого ск.-ос. кулуара,
ведущего на контрфорс п.6200. Возможен ледовый обвал или лавина со склонов
перевала, перекрывающие весь ледопад. (Один обвал наблюдали при подходе -
нас накрыло ледовой пылью). Время прохождения: 2
часа. Протяженность: 1.6 км.
Участок 2. Подъем на контрфорс.
Ледово-ос., выше ск.-ос. кулуар крутизной до 40 . Время прохождения: 1
час 10 мин. Протяженность: 0.5 км.
Участок 3. Контрфорс - плато.Сн.-ск.-лед.
контрфорс п.6200, в нижней части узкий с небольшими карнизами на восток,
ближе к плато напоминает широкий сн.склон с выходами скал. Движение вдоль
восточного края контрфорса по глубокому (до 1 м) снегу и ск. выходам.
Крутизна 30-45 , на скалах встречаются и более крутые участки. На всех
сложных участках провешены старые перила МАЛа из 10 или 12-мм веревки. На
скалах перила местами перетерты. На сн.-лед. участках перила как правило
засыпаны. Протертые участки заменяли своими веревками. Всего до плато
повесили или заменили 140 м. Время прохождения: 10 часов 30
мин. Протяженность: 1.7 км.
Участок 4. Плато - пик 6200 ("Петька").По
пологому плато движение в направлении снежного плеча п.6200, подъем на
которое идет по его вост. склону (сн. до 30 , 1 час). Далее по плечу к сн.
склону 30-35 , по которому подъем к первому скальному поясу (до 80 , 40
м). Далее до сн. купола п.6200 - старые перила, которые на крутых и
перебитых участках заменяем на свои (всего заменили около 160 м). Через 4
часа 20 мин. подъема по перилам начинается подъем на сн.-лед. Купол
п.6200. Подъем в связках. Крутизна до 45 , глубокий снег, фирн, 200 м
. Время прохождения: 6 часов 35 мин. Протяженность: 1 км.
Участок 5. Спуск на седловину. Сн.
гребень с карнизами на юг и одним бергшрундом в средней части, крутизной
до 35 , глубокий снег. Движение в связках. Время прохождения: 30
мин. Протяженность: 2 км.
Седловина - сн.-лед. гребень с карнизами
на север. Ночевать лучше в мульде лед.Семеновского непосредственно под
коротким перевальным взлетом.
Спуск
Участок 1. Тропа от седловины по
лед.Семеновского через ледопад до лед.Юж.Иныльчек. Крутизна участков до 50
. Возможны обвалы со склонов п.Чапаева и южного ребра Хан-Тенгри. Движение
с выставлением наблюдателей на опасных участках.
Время прохождения: 1 час 20
мин.
Протяженность: 7.2 км.
Общее время прохождения: 22 часа 5
мин.
Время подъема: 20 часов 45
мин.
Время спуска: 1 час 20 мин.
Время движения со страховкой: 20 часов 45
мин.
Число точек страховки: (использ. 10
ск.)
Снаряжение на группу 6 чел.: веревка осн.
- 2x45 м, кошки - на всех уч-ков.
5. Перевал Вост.Седло
Хан-Тенгри (3А, рад. 6000 м)
Расположен в хр.Тенгри-Таг, в вост. плече
п.Хан-Тенгри (6995 м). Имеет три седловины - две западнее и одну восточнее
п.Гутмана (6230 м). С юга наиболее простой маршрут выводит на самую
восточную седловину, с севера - по ребру Студенина - на среднюю седловину,
по ребру Кузьмина - на зап. седловину .
Соединяет: с севера - лед.Сев.Иныльчек; с
юга - лед.Разорванный (лед.Демченко, лед.Юж. Иныльчек).
Перевал пройден с юга радиально (при
траверсе п.Зап.Шатер). Описание дано от устья лед.Разорванный до
перевального гребня.
Подъем
Участок 1. Ледопад лед.Разорванный.
Проходится по правому борту. Большая часть легко проходима - сн.-лед.
склоны крутизной до 25 (1 час 50 мин.). В верхней части перед выходом на
плато зона разрывов, участки крутизной до 40 , разведки для поиска
прохода. Возможен обвал льда или лавина со склона Хан-Тенгри. Движение в
связках. Время прохождения: 4 часа 40 мин. Протяженность: 3.0
км.
Участок 2. Пологое верхнее плато
лед.Разорванный (до 5 , на начальном участке - серия больших трещин,
проход по правому борту). Движение в связках . Время прохождения: 1 час
30 мин. Протяженность: 3.6 км.
Участок 3. Перевальный взлет - сн.-лед.
склон с системой ледовых сбросов и бергшрундов, крутизной до 45 . Наиболее
простой путь - на низшую точку гребня восточнее п. Гутмана (бергшрунды
перекрыты мостами, до гребня 300 м перил, возможна лавина в правой части
склона). Мы проходим правее по ходу, но упираемся в гигантский разрыв,
который с целью тренировки решаем проходить в узком месте (до выхода к
разрыву - связки, одна веревка 40 м - перила на ледовом участке 40-45 ) -
снежный мост и 5-м нависания фирно-ледового края. Переправа с
перетаскиваеием рюкзаков заняла 3 часа 30 мин . Далее по сн. склону
крутизной до 45 в обход следующего бергшрунда слева по ходу 250 м, перила,
выход на гребень чуть выше седловины . Время прохождения: 8 часов 10
мин. Протяженность: 0.45 км.
Общее время прохождения: 14 часов 20
мин.
Время движения со страховкой: 20 часов 45
мин.
Число точек страховки: 5 лд. + 7
сн.
Снаряжение на группу 6 чел.: веревка осн.
- 3x45 м, ледобуры - 6 шт., кошки - на всех уч-ков, айс-фи-фи - 1 пара.
6. Траверс п.Зап.Шатер
(3Б, 6637 м, п/п)
Расположен в хр.Тенгри-Таг. Траверс может
рассматриваться как вариант спуска с пер.Вост.Седло Хан-Тенгри, интересный
в спортивном отношении и более безопасный, чем путь по ребру
Студенина.
Соединяет: с севера - лед.С.Иныльчек; с
запада - пер.Вост.Седло Хан-Тенгри.
Пройденный траверс позволяет реализовать
множество вариантов прохождения хр.Тенгри-Таг на участке п.Хан-Тенгри -
п.Вост.Шатер. Элементы первопрохождения: траверс п.Зап.Шатер - туристкое
первопрохождение, прохождение сев.склонов п.Шатер -
первопрохождение.
Описание дано от седловины пер.Вост.Седло
Хан-Тенгри до лед.Сев.Иныльчек.
Подъем
Участок1. Сн.-ск. гребень крутизной до 35
, карнизы на север с жандармами . Обход жандармов по сев. стороне гребня.
Выход на гребень после 1-го жандарма (3 часа 30 мин.) по глубокому (до 1
м) снегу крутизной до 25 . Далее обход карниза и опять выход на гребень
между двумя карнизами (одна веревка перил , рыхлый снег до 60 ). Далее по
гребню (ск., сн. карнизы, 10-15 , ширина до 1.5 м) к ск. жандарму, который
проходится "в лоб" (заснеженные скалы крутизной до 70 , 60 м, крючья,
закладки , для лидера - около 40 м без рюкзака), далее еще веревка перил
через карниз (почти отвесная 2-м сн.-фирн. стена в верхней части прорыли)
и опять гребень с карнизами к следующему жандарму (еще полторы веревки
перил по присыпанным скалам). Наиболее сложные вершинные жандармы
обходятся по сев. склону гребня . Одна веревка перил через ледовый сброс
на склоне под ближайшим жандармом (рыхлый снег, фирн до 45-50 ) далее
траверс вдоль гребня под карнизами по сн. плато крутизной до 20 с
постепенным набором высоты и выход на пологий вершинный гребень между
карнизами по перилам (фирн, снег до 45 , 100 м) и далее по узкому сн.-ск.
гребню с карнизами перила к туру п.Зап.Шатер (140 м) .
Время прохождения: 14 часов 50
мин.
Протяженность: 2.7 км.
Спуск
Участок 1. От тура подъем на север к
карнизу вершинного гребня, через который в узком месте выход на склон
(сн., до 25 ) и по глубокому (1-1.2 м) снегу (встречаются трещины) спуск
на пологую подушку предвершины п.Зап.Шатер (40 мин., ). Далее подъем на
предвершину и спуск на перемычку между в-ми Вост. и Зап. Шатры по острому
сн. гребню с карнизами то в одну, то в другую сторону. Глубокий (1-1.2 м)
снег, крутизна гребня до 30 . Время прохождения: 1 час 40
мин. Протяженность: 0.5 км.
Участок 2. Спуск на сев. контрфорс
п.Вост.Шатер. С перемычки между Шатрами по сн. склону крутизной до 30-35
(глубокий снег) спуск на север траверсом вправо, вдоль ледовых сбросов, в
обход больших ледовых сбросов ниже по склону. Далее, не доходя до сев.
контрфорса (выбор наиболее благоприятного варианта) спуск вниз почти по
линии падения воды. Крутизна до 45 , снег 40-50 см . Организовали 1
дюльфер через ледовый сброс (20-25 м, нависание) Движение к характерному
ориентиру - сн.-лед. мульде под сев. контрфорсом п. Вост. Шатер на высоте
5700-5900 м . Отсюда по глубокому снегу подъем на сев. контрфорс. Время
прохождения: 4 часа. Протяженность: 2.5 км.
Участок 3. Сн.-лед. гребень п.Вост.Шатер
с серией ледовых сбросов (ледопад). Крутизна падения гребня в среднем
35-40 . Поиск прохода на среднюю ветвь ледопада. Прохождение сбросов,
некоторые с отрицательным уклоном. Всего 6 веревок дюльфером по 40-45 м в
разных местах . Выход в широкий кулуар - желоб ледовых обвалов между
средней и восточной ветвями ледопада. Движение в связках, по очереди,
бегом, с наблюдателями (нахождение одной связк и в опасной зоне - 10-15
мин.). (Можно продолжать движение по средней ветви ледопада - через
несколько веревок (3-4) начинается более пологая его часть с выходом на
лед.Сев.Иныльчек). Выход к озеру на леднике через конуса лед. обвалов на
лед.Сев.Иныльчек. На всем пути спуска на уч-ках 2-3 существует опасность
схода лавин и лед. обвалов. Время прохождения: 6 часов 40
мин. Протяженность: 2.0 км.
Снаряжение на группу 6 чел.: веревка осн.
- 3x45 м, ледобуры - 10 шт., ск. крючья, закладки - 5-6 шт., молотки - 2
шт., кошки - на всех уч-ков,
7. Перевал Карлытау
(3А, 5350 м)
Расположен в хр.Сарыджаз между п.Карлытау
(5500) и п.Казахстан (Баянкол) (5371), ближе к п.Карлытау.
Соединяет: с севера - лед.Мраморная стена
(р.Баянкол); с юга - лед.Сев.Иныльчек.
Перевал пройден с юга. Описание дано от
правого борта лед.Сев.Иныльчек до базы геологов.
Подъем
Участок 1. Ск.-ос. склон а затем ледник
(крутизна до 25-30 ) восточного склона южного отрога в.Карлытау, в обход
мощного ледопада, вытекающего из цирка перевала . С вост. склона отрога
стекает ледник, заканчивающийся тремя языками. Движение к левому по ходу
языку и далее по его правому борту, затем по льду на гребень выше ледового
карниза (выход на плато выше ледопада). Время прохождения: 1 час 30
мин. Протяженность: 1 км.
Участок 2. Пологое плато (5-15 , закрытый
ледник, связки), движене от гребня по левому борту с постепенным переходом
к центру, в сторону от склонов гребня, с которого возможны лавина или
ледовый обвал. Плато выводит на седловину перевала . Время прохождения:
1 час 45 мин. Протяженность: 2.0 км.
Седловина - пологое снежное плато,
обрывающееся на север гигантскими карнизами. Возможен бивак.
Спуск
Участок 1. Непосредственно с седловины
спуск слишком опасен. Подъем по перевальному гребню чуть южнее линии
отрыва карнизов на восток к предвершине п.Карлытау (крутизна до 40 ,
сн.-лед. склон). Подъем до пологого, явно выраженного на гребне, сн.-фирн.
купола. Время прохождения: 1 час 30 мин. Протяженность: 0.6
км.
Участок 2. Спуск с купола по сн.-лед.
склону с лед. сбросами на сн.-лед. гребень, разделяющий два истока
лед.Мраморная стена. Крутизна до 45 , в двух местах при выходе на жесткий
фирн - перила 40-45 м. На других участках склона глубокий (до 1-1.2 м)
рыхлый снег, повышенная лавиноопасность, особенно на начальном участке
спуска, движение по линии падения воды. Связки. Время прохождения: 1
час 30 мин. Протяженность: 1.2 км.
Участок 3. Спуск с гребня вправо на исток
лед.Мраморная стена. Склон, в верхней части снег, ниже - открытый лед,
крутизной до 40 , перила на льду, 140 м. Время прохождения: 1 час 25
мин. Протяженность: 0.25 км.
Участок 4. Ледопад истока лед.Мраморная
Стена крутизной до 25 . От подножия гребня в обход гигантских разломов
движение под склоны п.Плато, к правому борту ледника и прохождение
опасного участка (в непосредственной близости от склона п.Плато
лавиноопасно!!, возмоден обвал льда!!) до гигантского конуса ледовых
обвалов, перейдя через который, пересечь ледник к левому борту по пологой
ступени, практически без трещин, и вдоль левого борта "распутать" ледопад
до пологой части лед.Мраморная Стена, выйдя прямо под северные склоны
седловины пер.Карлытау . Время прохождения: 3 часа 5
мин. Протяженность: 3.0 км.
Участок 5. Закрытый (свежий снег) и
открытый ледник Мраморная Стена крутизной 5-10 , покрытый ближе к языку
моренным чехлом. На траверзе пер. Китайский выход к правому борту.
Неподалеку от языка ледника спуск в рантклюфт по льду до 25 и выход на
тропу. Время прохождения: 1 час. Протяженность: 5.0 км.
Участок 6. Тропа по правому берегу реки,
сначала слабо выраженная, затем хорошая. Вначале редкая растительность,
сменяется густыми зарослями кустарников и пышными (местами заболоченными)
лугами. В районе базы геологов начинается грунтовая дорога. Время
прохождения: 3 часа. Протяженность: 12.0 км.
Общее время прохождения: 14 часов 45
мин.
Время подъема: 3 часа 15 мин.
Время спуска: 11 часов 30 мин.
Время движения со страховкой: 9 часов 35
мин.
Число точек страховки: - / 5 сн. + 5
лд.
Снаряжение на группу 6 чел.: веревка осн.
- 3x45 м, ледобуры - 8 шт., кошки - на всех уч-ков.
Обеспечение безопасности на маршруте
Безопасность на маршруте обеспечивалась:
хорошей технической подготовкой группы; использованием соответствующего
рельефу и состоянию участников способу страховки - произвольному движению,
самостраховки ледорубом, одновременной , попеременной или групповой
страховки; использованием технических средств на разном рельефе для
организации точек страховки и передвижения - ледорубов, ледобуров,
айс-фи-фи, молотков, крючьев, закладок, петель; применением зашитных
средств (каски, рукавицы, очки, штормкостюмы и пр.); тактическим
построением маршрута, обеспечивающим плавную акклиматизацию участников,
прохождение опасных участков рельефа в наиболее благоприятное время суток;
слаженными действиями группы на биваках и на маршруте; организацией
разведки для выбора пути на сложных и опасных участках маршрута, при
первопрохождениях; выбором безопасных площадок для бивака; использованием
качественного личного снаряжения.
Перевал Пабло Неруды. На подъеме -
использование перил на крутых и опасных участках ледового склона - покрыт
рыхлым снегом, самозадержание на котором невозможно, ниже - скальные
выходы (бараньи лбы).
Спуск: использование перил на слабых
мостах через трещину; на лавиноопасном участке - движение по уже
"очищенному" лавиной склону, по линии падения воды. Организация перил при
переправе через реку по обломкам льда с раздельной транспортировкой
рюкзаков.
Перевал Снежная Лестница. На подъеме -
прохождение лавиноопасных перевальных склонов в первой половине дня;
организация перил на крутых участках с бергшрундами; выбор удобного и
безопасного места для бивака; отсидка в непогоду и отказ от дальнейшего
подъема в момент короткого прояснения после обеда (тепло - лавиноопасно,
неизвестный спуск); ранний выход на перевал.
На спуске - организация перил на крутых
сн.-лед. и ск. участках. Прохождение сн.-лед. участка в первой половине
дня, во избежание лавин и обвалов карнизов. Движение по скалам - по
контрфорсам и гребням; кулуары только быстро пересекать во избежание
возможных обвалов льда и камнепадов; движение плотной группой во избежание
камней из-под ног.
Боковой карман лед.С.Иныльчек -
постоянное наблюдение за конгломератными склонами правого борта ледника во
избежание камнепадов и возможных обвалов конгломерата. Выбор безопасных
мест для бивака.
Перевал Зап.Седло Хан-Тенгри. Подъем -
выбор оптимального для сезона пути выхода на гребень п.6200 - по ледовому
склону или через ледопад. Критерии выбора не ясны, поэтому, движение через
ледопад лучше исключить, т.к. возможен непредсказуемый обвал льда или
лавина с северных склонов перевала, перекрывающие весь цирк ледопада.
Использование перил на крутых участках гребня п.6200. Подъем через п.6200
из-за повышенной опасности ледовых обвалов на склонах перевала.
Спуск - при наличии хорошей пробитой
тропы по леднику лучше проходить без связок, т.к. в ледопаде
лед.Семеновского есть несколько опасных участков (лавины, ледовые обвалы),
которые лучше проходить по одному. Это только повышает
безопасность.
Перевал Вост.Седло Хан-Тенгри. При
прохождении верхней части ледопада лед.Разорванный - предварительные
разведки для поиска прохода, затем быстрое прохождение. На перевальном
взлете - обход участков, опасных ледовыми обвалами, использование перил на
крутых участках с бергшрундами.
Траверс п.Зап.Шатер. Использование
разнообразной техники на подъеме и спуске, выбор наиболее безопасного
маршрута на лавиноопасных участках.
Перевал Карлытау. На спуске с перевала
движение по линии падения воды, рано утром по лавиноопасному склону.
Использование перил на крутых участках. При прохождении ледопада - выбор
оптимального пути, ориентирование в тумане, обеспечивающее правильное
направление, движение в пределах видимости.
Удачное тактическое построение маршрута,
своевременное принятие решений позволили пройти маршрут практически
полностью с соблюдением всех мер безопасности.
Часть 3
Анализ
маршрута, выводы, рекомендации
Пройденный нами маршрут в целом был
запланирован полтора года назад, хотя нитка к моменту регистрации в МКК и
претерпела некоторые изменения, связанные с определенными трудностями при
выпуске.
В результате всех изменений и получился
заявленный маршрут. Для подготовки к маршруту и окончательного знакомства
с обновленным составом группы в мае была предпринята попытка прорхождения
кольца Ложн. Чатын (2Б)- пер.Александрова (3Б), дающий опыт 3Б всем
участникам и руководителю. Но погодные условия в мае этого года не
позволили пройти маршрут, а лишь привели к хорошей тренировке выживания в
сложных условиях на высоте (седловина пер.Ложный Чатын, трое суток
отсидки, непрерывное откапывание), прохождение перевала 2Б хоть немного
подготовило группу к взаимодействию на маршруте.
Из-за непредвиденного ранее сокращения
маршрута (вместо 30 ходовых дней - 30 дней вместе с дорогой - календарный
отпуск) пришлось еще до выхода на маршрут его сокращать, особенно после
задержки в Пржевальске на 1,5 суток. Уже на пути к Иныльчеку мы отказались
от двухдневной разведки подъёма на п.Абалакова с севера, ограничившись
лишь просмотром и съёмками. Далее, после того, как при прохождении каньона
р.Чонташ получился перевал 1Б к.с., мы решили отказаться и от связки
пекревалов Москвичей+Синеглазый (1Б). Надо сказать, что этот участок
совершенно не вписывался в маршрут и явно не соответствовал по характеру
обещаниям консультантов, что мы "пробежим" его за три часа. Поэтому все
силы мы решили сосредоточить на основной нитке маршрута, которая, несмотря
на погоду, была пройдена полностью.
Перевал Подходной 1Б к.с.,
3700. Перевал по характеру, да и назначению, очень напоминает
перевал Обходной (1Б), позволяющий выйти на лед.Юж. Иныльчек по левому
берегу. Изучая скудную информацию по ущелью р.Чонташ, имеющуюся в
библиотеке, мы пришли к выводу, что по правому берегу реки никто не
ходил.(Отчет Желенковой был в переплете и нам в руки не попал). В отчетах
даже не было подходящих фотографий. Указывалось только наличие
непроходимого каньона в устье реки, который обходится по отрогу левого
берега. Желание узнать неизвестное, да и "заглянуть" в правые притоки
р.Чонташ в поисках пер.Рериха, повели нас по правому берегу. Характер
перевала - тр.-ск. -ос. Разнообразие форм рельефа, высота и крутизна
склонов позволяют оценить пройденный участок в 1Б к.с. Перевал не имеет
самостоятельного значения и может использоваться для выхода в верховья
р.Чонташ по правому берегу, от вертолетной площадки Чонташ на берегу
р.Иныльчек. Как выяснилось после похода, первопроходцы пер. Рериха (рук.
Посниченко А.) поднимались от камня Чонташ по левому берегу ручья,
стекающего в р.Иныльчек рядом с камнем, на боковой отрог хр. Сарыджаз,
разделяющий долины рек Майбулак и Чонташ.
Перевал Пабло Неруды (2Б к.с.,4300 м
) Пройден второй раз, впервые с юга на север.По заявочным
документам мы планировали перевал Рериха, по которому полностью
отсутствовала информация (кроме указаний в перечне), т.к. надеялись
отыскать этот перевал по удобному признаку - он соединяет три долины. В
поисках такого перевала мы и вышли на седловину пер. Пабло Неруды. Теперь,
после похода, удалось окончательно разобраться с этим узлом (в т.ч. и
выяснить, что же мы прошли). Информация по перевалу Пабло Неруды есть в
библиотеке, но мы даже рады, что она не попала к нам до похода. Это
позволило нам найти проход по правому берегу р. Чонташ (пер. Подходной) и
найти выход в цирк перевала от берега р. Чонташ, через каньон.
Первопроходцы проходили в цирки пер. Рериха и Пабло Неруды по гребню
бокового отрога р Чонташ. В южный цирк перевала Пабло Неруды можно попасть
тремя вариантами: - по гребню отрога правого берега р.Чонташ, через цирк
пер. Рериха (в-т первопроходцев, наименее логичен); - через пер. Подходной
(наш в-т, использовался для поиска прохода по правому берегу р.Чонташ,
т.к. информацией по такому пути мы не располагали); - по левому берегу
р.Чонташ (традиционный путь выхода к пер. Средний, Чонташ, наиболее
удобный и для пер. Пабло Неруды). В южный цирк пер. Рериха можно попасть,
либо поднимаясь по гребню отрога правого берега р.Чонташ, либо через отрог
из цирка пер. Пабло Неруды. Оба варианта нам представляются неудачными.
Выхода в цирк перевала от р.Чонташ нет - по крайней мере, он на пол
категории увеличит сложность перевала (скальный каньон). Можно сделать
вывод, что на этом участке хр.Сарыджаз пройдены четыре перевала одной
категории трудности и примерно сходного характера, из них три - Чонташ
(2Б), Пабло Неруды (2Б), Средний (2А) - одинаково доступны. При этом
перевалы Рериха, Пабло Неруды, Средний соединяют три долины (р. Чонташ с
юга и р. Тюз и Ачикташсу с севера). Таким образом, для прохождения группам
в период аклиматизации можно рекомендовать только три перевала на этом
участке - Чонташ, Пабло Неруды, Средний.
Вход в цирк перевала начинается вдоль
правого берега первого правого притока р.Чонташ после языка лед. Чонташ.
Перевал имеет комбинированный характер (сн.-ск. -лед.) на подъеме и
снежный на спуске, соответствует 2Б к.с. Перевал нами пройден не самым
оптимальным маршрутом (см. описание). При прохождении в обратном
направлении первопроходцами ( рук. Желенкова В.Ф.) пройден спуск с
седловины прямо вниз с дюльфером по скалам (участки натечного льда в
кулуаре по бараньим лбам). Северный склон перевала выводит прямо на
седловину пер.Майбулак, представляющего здесь переметный ледник,
соединяющий р.Тюз и Ачикташсу.
Комбинированный характер перевала,
возможный поиск новых вариантов прохождения позволяет рекомендовать
перевал группам, начинающим маршрут в районе, как интересное "разминочное"
препятствие 2Б к.с.
Перевал Снежная лестница (3А,
ок.5000) Это первое "чистое" и заявленное первопрохождение на
маршруте, так как перевал Подходной получился экспромтом. Прохождение
перевала 3А на этом участке хр.Сарыджаз - несомненная удача, тем более,
что он явно проще всех перевалов, пройденных в районе оз.Мерцбахера и
Верхнего, а может быть и всех перевалов, разделяющих лед.Мушкетова и
лед.С.Иныльчек.
Перевал имеет комбинированный характер и
исключительно красив, особенно с севера. Северная сторона перевала
полностью оправдывает его название, данное по одноименной
вершине.
Очевидно, преимущественным направлением
прохождения перевала будет с севера на юг, так как южные склоны перевала
могут отпугнуть многие группы. Но планируя прохождание с юга, надо
учитывать, что бивак с водой возможен во многих местах подъема, где при
незначительных затратах сил на скальных полках можно устроить достаточно
комфортные площадки вплоть до ледовой части перевального взлета. Перевал
можно рекомендовать группам в период акклиматизации. С перевала
открывается великолепная панорама хр.Тенгри-Таг, Адыртор,
Терскей.
Перевал соответствует 3А к.с. при
прохождении в любом направлении.
Перевал Западное Седло Хан-Тенгри (3Б,
6000) Перевал пройден нами с севера по гребню п.6200 и далее через
п.6200. Благодаря сохранившимся веревкам альплагеря на сложных участках
подъема, перевал упрощается и его сложность становится ближе к 3А, чем к
3Б. При подъеме, в ряде мест,старые перила мы заменяли нашими (ок.300 м.
на всем подъеме). Для нас этот перевал будет сравним с траверсом,
пройденным нами в прошлом году (п.Высокая стена, Ц.Памир), если со всех
скал снять веревки.
На прохождение перевала затрачено 4 дня,
что связано: 1. с плохой погодой 2. отсутствием традиционной тропы
из альплагеря 3. глубоким снегом на гребне (тропежка до пояса) 4.
недостаточной акклиматизацией.
Перевал пройден через п.6200 в связи с
повышенной, на наш взляд, лавиноопасностью траверса на седловину по
сн.-лед. склону и необходимостью получения высотной акклиматизации перед
траверсом п.Шатер. Прохождение перевала - это прохождение кем-то
обработанной 3Б, что, несомненно, уменьшает удовольствие от препятствия.
Естественно, не обращать внимания на навешенные перила по крайней мере
глупо.
На текущий момент, очевидно, перевал
остается наиболее простым и удобным маршрутом через хребет
Тенгри-Таг.
Перевал Восточное Седло Хан-Тенгри
(3А, 6000, рад). Нами перевал пройден с юга, радиально. С этой
стороны есть два сложных участка - ледопад лед.Разорванный и перевальный
взлет. В целом, сложность подъема не превышает 2Б к.с.(ледопада - 2А
к.с.). Мы повысили сложность переправой через бергшрунд, включив участок
3Б к.с., как компенсацию за отсутствие работы на Зап. Седле. Эта переправа
отняла у нас 3 часа времени, но зато добавила группе массу эмоций и
удовольствия. Однако надо сказать, что вытаскивание рюкзаков на этой
высоте - тяжелый труд. Подъем на Восточное Седло являлся начальным этапом
траверса п.Шатер. Прохождение бергшрунда было вызвано попыткой подъема на
гребень правее по ходу традиционного пути, где просматривался простой (в
связках) вариант подъема. Этот склон оказался в средней части подрезанным
гигантским разрывом, который совершенно не "читался" издалека. Можно было
спуститься и обойти его снизу, но мы решили потренироваться, тем более,
что никто из нас раньше такие участки не проходил. В целом, пройденный
подъем соответствует 3А к.с.
Прохождение ледопада лед. Разорванный
требует от группы опыта прохождения ледопадов. Рекомендовать можно только
вариант прохождения по правому борту, так как вариант, предложенный в
отчете Чередникова, является болеее сложным (большие разрывы начинаются
сразу при выходе в среднюю часть ледопада) и опасным (мы наблюдали обвалы
сераков в центре ледопада и обвал со склонов п.З.Шатер по левому борту). В
нашем же случае, сложности возникают только в верхней части ледопада при
выходе на плато. Здесь возможен обвал льда, но время прохождения
ограничивается 1-2 переходами (в зависимости от того, насколько быстро
удастся распутать ледопад; большая часть времени уходит на разведку).
Сложность ледопада не превышает, например, сложность ледопада
пер.Кашал-Аяк на Памире.
Траверс п.Шатер Западный (3Б к.с.,
6637 м). Траверс, особенно высотный, остается наиболее
привлекательной частью любого маршрута, и наш траверс, без сомнения,
украсил наш маршрут. Здесь не висят перила и все приходится делать самим.
А сзади, все время на виду, возвышается пирамида Хан-Тенгри с его
восточным гребнем; пик становится все ниже и ниже и в какой-то момент уже
не кажется слишком высоким, так как мы ниже его всего лишь на 300, с
небольшим, метров. Ключевой участок траверса - подъем на п.Шатер Западный.
На этом участке порядка шести скальных жандармов постепенно возрастающей
сложности, один из которых приходится проходить "в лоб" по крутым
заснеженным скалам. Остальные обходятся, но приходится тропить по
глубокому снегу северных склонов гребня. После отсидки на высоте 6600 м.
(предвершина в восточном гребне п.Шатер З.) пришлось принять решение о
начале спуска. Выход на гребень п.Шатер Восточный и прохождение за 1 час
при ураганном ветре и по пояс в снегу 200 метров показало, что нас ожидает
еще одна ночевка в районе вершины (до вершины оставалось 1,2-1,5 км),
кроме того, уже 19 августа, а 25 мы должны улетать. Поэтому было принято
решение о спуске.
Северный склон - снежно-ледовый, с
"нашлепками" ледовых сбросов по всему склону. Примерно на уровне 6300-6500
метров с запада и 5800-5900 метров с востока северный склон Шатров
пересекает широкая снежная полка крутизной 20-35 градусов; это интересный
вариант спуска с перевала Восточное Седло Хан-Тенгри, особенно если ребро
Студенина по сезону будет слишком опасно. Траверс с гребня ( около 6400
метров ) до северного гребня п.Шатер Восточный займет 3-5 часов, в
зависимости от состояния снега. Далее можно продолжать спуск по гребню.
Мы, по сути, воспользовались этим вариантом после прохождения п.Шатер
Западный. Правда для выхода на полку пришлось пройти ледовый
сброс.
Техническая сложность всего траверса не
превышает 3А к.с., но время, высота, необходимость постоянного поиска
пути, поиска правильных решений заставляют классифицировать пройденный
траверс как препятствие 3Б к.с.
Перевал Карлы-Тау (3А, 5350
м) Проходился практически в зимних условиях. Нужно отметить, что
при прохождении с юга, обязательно с седловины подниматься на купол
гребня, откуда начинается спуск на северный гребень п.Карлы-Тау, так как в
противном случае можно сорвать лавину на северном склоне. У нас при
подъеме на перевал и по гребню был жесткий, совершенно не лавиноопасный,
фирн, который (учитывая мороз и ураганный ветер) так и "предлагал" уйти с
гребня траверсом. Чем бы это закончилось можно только гадать, так как
стоило нам выйти на северный склон гребня, как мы утонули по пояс. Но при
этом, мы шли по линии падения воды, а благодаря морозу и раннему времени,
снег не раскис. Но тем неменее, участок до первых ледовых сбросов, на наш
взгляд, был чрезвычайно лавиноопасен, и при траверсе с гребня, лавина
представлялась практически неизбежной. Интересно было проходить ледопад в
тумане. Правда, вряд ли мы решились на это, если бы в группе не было
участника, который уже ходил этот перевал в 1989 году. Весь ледопад прошли
без веревок. Техническая сложность перевала не превышает 2Б к.с., но
перевал опасен, что требует давать особые указания группам, заявляющим его
прохождение. Категорию трудности перевала, на наш взгляд, можно понизить
до 2Б к.с.
От прохождения заключительного перевала
Кругозор (1Б) мы отказались из-за зимних условий (погода теперь стабильно
портилась к 12 часам), низкой категории и нехватки времени.
Маршрут пройден практически полностью. Мы
"заменили" связку Москвичей + Синеглазый первопрохождением перевала
Подходной, отказались от разведки п. Абалакова и прохождения пер.Кругозор,
обошли (к сожалению очень красивая вершина) п.Шатер Восточный в его
верхней части.
Группа, в основном, первый раз на
Тянь-Шане и пройденным маршрутом удовлетворена полностью.